Белок, который помогает подавлять раковые клетки, исчезает с возрастом

studyfindsthИсследователи из Калифорнийского университета (UCLA) обнаружили, что количество белка, который служит супрессором рака, уменьшается в эпителиальных клетках кожи и слизистых оболочек, когда человеческий организм стареет.

Доктор No-Hee Park, декан Школы стоматологии UCLA, и его исследовательская группа изучили р53 — белок-супрессор опухоли, известный как «страж генома», из-за его участия в репарации ДНК, регуляции клеточного цикла и клеточного разрушения.

«Поиск путей для поддержания уровня р53 с возрастом может помочь найти терапевтический ключ к предотвращению развития рака», сказал Park, который также является заслуженным профессором факультетов стоматологии и медицины в UCLA.

Предыдущие исследования показали, что p53 накапливается в больших количествах в клетках соединительной ткани, называемых фибробластами, и с возрастом останавливает их деление. Еще не так давно считалось, что накопление р53 заставляет клетки прекратить их деление и они теряют контроль над ростом клеток раковой опухоли.

В исследовании, опубликованном в журнале «Aging Cell», ученые обнаружили, что в эпителиальных клетках, выстилающих кожу и рот, уровень р53 снижается, а не повышается, когда клетки стареют.

Эпителиальные клетки выстилают основные полости тела, включая такие органы, как рот, желудок, тонкая кишка, почки и поджелудочная железа. Эти клетки имеют заданный уровень р53, который обеспечивает защиту от факторов окружающей среды. При снижении уровня р53 стареющим эпителиальным клеткам труднее сохранять целостность своего генофонда, когда они сталкиваются с канцерогенами, что позволяет раку развиваться.

Park и его команда также сообщили, что в организме человека уровень р53 в эпителиальных клетках кожи и слизистых уменьшается с возрастом под действием эпигенетических (внешних и экологических) факторов. Последовательность ДНК не является причиной изменения уровня р53.

«Поскольку, примерно 90% злокачественных опухолей человека происходят из-за эпителиальных клеток, мы подозреваем, что именно поэтому пожилые люди имеют повышенную заболеваемость раком кожи и полости рта», сказал соавтор исследования докторReuben Kim, доцент Школы стоматологи UCLA.