Боль в шее может быть изменена с помощью изменения визуальной обратной связи

По данным исследования, опубликованного в «Psychological Science»: использование виртуальной реальности для искажения того, как далеко на самом деле поворачивается шея, может изменить ощущение боли у лиц, которые страдают от хронической боли в шее. Может показаться, что ощущение боли происходит из-за ряда объективных, физиологических источников, но исследование показало, что многие факторы, в том числе сенсорные, когнитивные и эмоциональные сигналы, могут оказывать существенное влияние на то, когда и как мы чувствуем боль. Эти новые результаты показывают, что изменяя визуальные сигналы, которые информируют мозг о теле, мы может повлиять на боль.

neckpaincanb«Мозгу не нужны сообщения об опасности, поступающие из тканей тела для того, чтобы создать боль в этой части тела – для управления надежными сигналами, которые предсказывают надвигающуюся боль достаточно провести болевой опыт», говорит исследователь G. Lorimer Moseley из Университета Южной Австралии. «Полученные результаты позволяют предложить новый подход к разработке методов лечения боли, основанных на отделении неопасных сообщений от сообщений об опасности, связанных с движением».

Daniel Harvie, соавтор исследования, и его коллеги для проведения эксперимента отобрали в клиниках физиотерапии 24 больных, страдающих хронической болью в шее. Участники испытывали боль в среднем в течение 11 лет. Основными причинами ее возникновения были: проблемы с осанкой, появление напряжений, повторяющиеся деформации, травмы и сколиоз.

Во время исследования участники садились в кресло и надевали на голову дисплей виртуальной реальности (Oculus Rift). Он виртуально показывал сцены внутри и снаружи помещений, одновременно записывая движения головы участников с помощью гироскопов. Они также надевали ремни безопасности, которые не позволяли им двигаться, и наушники, которые блокировали случайный шум.

Во время каждой представленной сцены участникам было предложено повернуть голову или влево или вправо до тех пор, пока они не испытают боль. Но они не знали, что исследователи при проведении некоторых испытаний манипулировали визуальной обратной связью, предоставляемой в виртуальном мире так, что степень поворота головы не совпадала с тем, насколько сильно была повернута голова в действительности. В некоторых случаях, сюжет показывал, что участники поворачивали голову не настолько сильно, чем это было на самом деле — это заниженная степень поворота. В других случаях обратная связь показывала, что они повернули голову дальше, чем в реальности — преувеличенная степень поворота.

Результаты показали, что визуальная обратная связь играет важную роль в определении того, когда пациенты сообщали о том, что чувствуют боль.

Когда дисплей показывал заниженный фактический поворот головы, участники имели более широкий спектр безболезненных движений; они были в состоянии повернуть голову на 6% дальше, чем обычно. Но когда дисплей показывал завышенный поворот головы, их диапазон безболезненных движений сокращался в среднем на 7%.

Главное, что участники не сообщали ни о каких различиях в интенсивности боли при различных условиях.

«Мы были удивлены тем, насколько надежна и предсказуема эта закономерность результатов», говорит Moseley. В то время как предыдущие исследования показали, что внешние сигналы могут влиять на интенсивность ощущения боли, эти новые результаты показывают, что внешние сигналы могут также изменять физическую точку, при которой ощущается боль.

Исследователи отмечают, что их работа, хотя и носит экспериментальный характер, но может иметь существенное значение для клинического лечения боли.