Исследователи показали, как маги могут повлиять на принятие решений во время проведения фокусов с картами

Маги поражают изумленную публику на протяжении веков, тонко, но сильно влияя на ее решения. Но были мало изучены систематические психологические факторы, которые фокусники используют в своей работе.

poker_cardsОднако теперь группа канадских исследователей объединила искусство волшебства и психологию, тем самым продемонстрировав, как некоторые контекстные факторы могут повлиять на решения людей, даже если они уверены, что могут свободно принимать решения.

«Мы начали с принципа магии, которого мы не понимали: как маги влияют на людей, чтобы те выбрали конкретную карту без их осознания», объясняет Jay Olson, ведущий автор нового исследования, опубликованного в «Consciousness and Cognition». «Мы обнаружили, что люди склонны выбирать варианты, которые более актуальны или привлекают внимание, но они не знают, почему они сделали именно этот выбор», говорит Olson, аспирант в области психиатрии в Лаборатории Raz Университета McGill, который исследует психологические феномены, такие как внимание и сознание.

Исследование было проведено в два этапа. На первом этапе Olson (который также является профессиональным фокусником) подошел к 118 прохожим на улице и в университетских городках и попросил их выбрать карту, просмотрев ее один раз, когда он пролистывал колоду карт. Весь процесс занимал полсекунды, но Olson использовал технику, чтобы сделать одну из карт  «целевой картой», более заметной, чем все остальные. Около 98% участников выбрали целевую карту, и это означало, что 9 из 10 человек думали, что их выбор был свободным. Многие дали объяснения своих решений так: одна женщина, например, утверждала, что она выбрала целевую карту (червовую 10) потому, что сердце — это распространенный символ, а красный цвет сильно выделялся.

На втором этапе исследователи создали простую компьютерную версию на основе пролистывания, представив на экране последовательную серию 26 изображений карт. Исследователи попросили участников молча выбрать карту, а затем сообщить ее после каждого из 28 различных испытаний. В целом, участники выбрали целевую карту в 30% испытаний. Этот «достаточно высокий» показатель был значительно ниже, чем в первом исследовании. «Возможно  потому, что многие из социальных и ситуативных факторов восприятия фокуса отсутствовали в обычных лабораторных условиях, в которых эта стадия была проведена», говорит соавтор Ronald Rensink, профессор психологии и информатики в Университете British Columbia. «В волшебной обстановке, например, на зрителя может влиять личность мага, ожидание, созданные условия и давление быстро выбрать карту», отмечает он.

«Магия дает возможность изучить и разгадать поведение и обработку высших функций мозга», говорит соавтор Amir Raz, который является бывшим профессиональным фокусником и заведующим кафедрой исследования на медицинском факультете когнитивной психологии внимания в McGill. «Это исследование присоединяется к зарождающейся волне экспериментов, которые привязывают волшебство к принципам психологических и неврологических наук. Такой союз имеет потенциал, чтобы пролить свет на фундаментальные аспекты науки о поведении, а также на искусство волшебства», говорит он.