Мозг забывает ненужную информацию, чтобы сохранить энергию

thebrainforgВ нашем мозге есть не только механизмы обучения, но также и механизмы, которые стирают «ненужные» знания. Исследователи из Университета Лунда в Швеции смогли описать один из этих механизмов на клеточном уровне.

Результаты исследования, опубликованные в международном журнале «Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS)», объясняют феномен теоретического обучения, который до сих пор было трудно понять.

В ходе проведения экспериментов на животных исследователи научили их ассоциировать определенный звуковой или световой сигнал со струей воздуха в глаза, которая заставляла животных моргать, что в конечном итоге привело к тому, что они начинали моргать, как только слышали звуковой или видели световой сигнал. Однако странным является тот факт, что когда звуковой и световой сигнал был дан одновременно со струей воздуха, то обучение не улучшилось, а даже ухудшилось.

«Следовательно, два стимула приводят к худшим результатам, чем один стимул. Мы считаем, что причиной этого является то, что мозг хочет сохранить энергию», говорит исследователь мозговой активность и профессор Germund Hesslow.

Его коллега Anders Rasmussen, который провел данное исследование, ранее показал, что, когда мозг получает информацию, достаточную для выработки связи, то активируются некоторые нейроны, которые действуют как тормоз на механизм обучения.

«Однако когда мозг запоминает две ассоциации, то тормозной эффект становится гораздо более мощным. Именно поэтому это приводит к забывчивости, как правило, лишь временной», объясняет Germund Hesslow.

Поддержание ненужных путей связей в мозге требует дополнительных затрат энергии. Исследователи полагают, что это является причиной тормозного механизма.

Ученые из Университета Лунда смогли описать, как нервные клетки в мозге животных запоминают и забывают информацию, но они считают, что эти же механизмы, вероятно, будут наблюдаться и в человеческом мозге. Таким образом, эти данные представляют принципиальный интерес для исследователей мозговой активности и психологов. Они также могут быть интересны педагогам.

«Очевидно, что для учителя очень важно знать механизмы, посредством которых мозг стирает вещи, которые он считает ненужными», говорит Germund Hesslow.