Новая компьютерная система поможет обнаружить нарушения речи у детей

issledov2Исследователи из Массачусетского технологического института (MIT) разработали компьютерную систему, которая может автоматически просканировать речь маленьких детей и определить расстройства речи и языка, а также потенциально поставить конкретные диагнозы.

Своевременное вмешательство для исправления этих нарушений у маленьких детей в дальнейшем может помочь улучшить их академические успехи и социальные навыки.

Ученые заложили в эту компьютерную систему шаблоны диагностики речевых и языковых расстройств. Она анализирует аудиозаписи детских выступлений с помощью стандартизированного теста, во время которого детям показывают серию изображений, сопровождающихся рассказом, после чего они должны пересказать все своими словами.

«Это очень удачная идея полностью автоматизировать скрининг речи, используя весьма упрощенные инструменты. Теперь вы можете проверить речь ребенка с помощью планшета или телефона. Это позволит своевременно выявлять и исправлять нарушения речи у большого числа детей», сказал John Guttag, профессор MIT.

«Оценка детской речи является чрезвычайно сложным делом из-за высокого уровня изменчивости даже среди типично развивающихся детей. Пять клиницистов, сидящих в одной комнате, могут поставить пять совершенно разных диагнозов одному ребенку», добавил он.

В отличие от заикания, речевые и языковые расстройства имеют неврологическую основу. Речевые расстройства влияют на двигательные пути, в то время как языковые расстройства оказывают влияние на когнитивные и языковые пути.

Исследователи предположили, что пауза в детской речи, которою они делают для поиска необходимого слова и его воспроизведения, является источником полезных диагностических данных. Они определили набор данных, состоящий из 13 акустических особенностей детской речи. Затем ученые запрограммировали компьютер искать эти особенности и сопоставлять их с диагнозами.

Система анализирует количество коротких и длинных пауз, среднюю продолжительность пауз, изменчивость их длины, после чего она определяет, есть ли у ребенка языковые и речевые расстройства или его речь правильно развивается.