Природное соединение может помочь в лечении болезни Альцгеймера

Ученые из Государственного университета Орегона в США обнаружили, что соединение, вырабатываемое определенной почвенной бактерией, обладает необычными свойствами, которые могут помочь в лечении неврологических заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера.

Природное соединение под названием рапамицин было впервые обнаружено в почве острова Пасхи в южной части Тихого океана.

Ученые определили два механизма действия рапамицина. Один ранее был уже известен. Недавно обнаруженный механизм, который был подробно описан в журнале «Aging Cell», может помочь предотвратить неврологические повреждения и некоторые связанные с ними заболевания.

«Когда клетки стареют, они прекращают размножаться и начинают выделять вредные вещества, которые приводят к воспалению. Рапамицин помогает остановить процесс», сказала автор исследования Viviana Perez.

Эта секреция повреждающих соединений, по словам исследователей, создает токсичную среду под название секреторный фенотип, связанный со старением.

Считается, что это нарушение клеточной микросреды изменяет способность соседних клеток функционировать должным образом, нарушая их структуру и функцию ткани.

«Увеличение клеточного старения и воспаления может создать условия для развития широкого спектра дегенеративных заболеваний, включая рак, болезни сердца, диабет и неврологические заболевания, такие как деменция или болезнь Альцгеймера», сказала Perez.

«Когда мы очистили стареющие клетки у лабораторных животных, они жили дольше и имели меньше заболеваний. Рапамицин может иметь схожие эффекты», добавила она.

Применение рапамицина у людей до сих пор ограничивалось важным побочным эффектом — повышением резистентности к инсулину, что может повысить риск развития диабета.

Эта озабоченность по-прежнему существует, ограничивая использование рапамицина для лечения дегенеративных заболеваний до тех пор, пока не будут найдены пути решения этой проблемы.

Ученые ищут аналоги рапамицина, которые могут иметь аналогичное биологическое воздействие, но при этом не будут вызывать нежелательный побочный эффект.