Простой анализ крови может предсказать риск рецидива рака

an-krovБританские исследователи обнаружили, что простой анализ крови может быть использован в качестве дешевого и эффективного способа для определения риска рецидива распространенной формы острого миелоидного лейкоза (ОМЛ).

Этот тип ОМЛ характеризуется мутацией в гене NPM1. Треть больных ОМЛ имеют смертельную форму рака крови и костного мозга.

«Несмотря на агрессивную химиотерапию, определенный процент пациентов с этим мутированный геном будут иметь рецидив рака. Многим из них может помочь пересадка костного мозга. Иногда ее еще называют трансплантацией стволовых клеток», отметили исследователи.

Однако эта трансплантация разрушает не только раковые клетки костного мозга, но и здоровые ткани тоже. Врачи долго искали надежный способ, который поможет им определить тех пациентов, которым действительно нужна пересадка стволовых клеток, и тех, кому она не требуется.

Для точного выявления больных с высоким риском рецидива рака врачи, как правило, проводят дорогостоящее и трудоемкое генетическое тестирование опухолевой ткани, взятой у пациентов.

Исследование показало, что тест под названием «Минимальная остаточная болезнь» (МОБ) может существенно удешевить этот процесс.

«Тест МОБ может помочь врачам проанализировать кровь пациентов после химиотерапии, в которой содержится верный признак мутации гена NPM1. Пациенты, у которых есть этот признак, имеют высокий риск рецидива лейкоза и им нужна пересадка стволовых клеток», объясняли исследователи.

«В настоящее время этот тест используется в ряде европейских стран», говорит автор исследования доктор David  Grimwade, профессор молекулярной гематологии в Королевском колледже Лондона.

Grimwade и его коллеги протестировали с помощью МОБ более 2500 образцов крови, взятых у 350 пациентов с мутацией гена NPM1. Также было проведено генетическое тестирование почти 275 других образцов крови.

Результаты теста показали, что 15% пациентов имеют высокий риск рецидива рака после второго курса химиотерапии. Исследователи также обнаружили, что 80% пациентов имеют повышенный риск рецидива спустя 3 года после окончания лечения.

«Мы пришли к выводу, что тест МОБ является довольно дешевым и простым способом предсказания исхода лечения пациентов с ОМЛ, по сравнению с генетическим профилированием образцов опухоли», сказал Grimwade.

Результаты исследования были опубликованы в «New England Journal of Medicine».