Разгадан секрет иммунной защиты кожи

Группа международных ученых обнаружила новый механизм, с помощью которого иммунные клетки, находящиеся в коже, действуют как «пограничный контроль» организма, выявляя молекулы липидов и жиров, и указывая на присутствие чужеродных клеток.

kozhaПолученные результаты могут улучшить борьбу с некоторыми инфекциями, аллергиями и аутоиммунными заболеваниями.

Это открытие, сделанное исследователями из университетов Мельбурна, Монаша и Гарварда, было опубликовано в международном журнале «Nature Immunology», и является фундаментальным достижением в понимании того, как функционирует иммунная система в коже.

Кожа человека содержит обширную сеть иммунных клеток, которые действуют в качестве важнейшего барьера для инфекций, но когда они распознают клетки организма или продукты, как чужеродные, они могут стать причиной появления нежелательных побочных эффектов, таких как воспаление и аллергия.

В коже найдена молекула, называемая CD1a, которая является основой иммунных клеток. Она играет ключевую роль в возникновении защитной реакции, путем связывания и отображения чужеродных липидных (или жироподобных) молекул, которые выделяют бактерии, а также липидов из наших собственных клеток для распознания Т-лимфоцитами внутри нашей иммунной системы.

Молекула CD1a ведет себя как «сотрудник пограничного контроля», считывая липидные молекулы, которые действуют как паспорт, чтобы определить, какие соединения принадлежат организму, а какие нет.

Именно это взаимодействие было разгадано командами под руководством профессора Dale Godfrey из Университета Мельбурна, профессора Jamie Rossjohn из Университета Монаша и профессора Branch Moody из Гарвардского университета.

Несмотря на то, что молекула CD1a была открыта более 30 лет назад, оставалось загадкой, как именно наша иммунная система с ней взаимодействует.

«Липиды являются мощными стимуляторами иммунной реакции, они производят, патогенны, аллергены и наши собственные клетки. Эта работа показывает, что средство, с помощью которого иммунная система обнаруживает липиды, очень отличается от механизма, лежащего в распознавании белков», сказал профессор Godfrey из Института инфекции и иммунитета Peter Doherty при Университете Мельбурна.

Профессора Rossjohn и Godfrey с помощью австралийского синхротрона, детально  изучили молекулярное понимание того, как иммунная система взаимодействует с комплексом CD1a и липидными молекулами.

Они обнаружили совершенно новый механизм распознавания иммунных клеток, и выяснили, как работает эта часть иммунной системы и как это можно использовать в качестве средства для повышения иммунитета к инфекциям или подавления иммунитета, связанного с аллергическими реакциями.

«Узнав, как иммунная система человека может воспринимать и реагировать с липидами, мы можем сделать их более или менее мощными, тонко изменяя их структуру», сказал профессор Rossjohn из Университета Монаша.