Разработан новый антибиотик, с помощью которого можно решить проблему лекарственной устойчивости

Ученые, используя революционный подход, разработали антибиотик, который может решить проблему лекарственной устойчивости, которая стала актуальной в течение нескольких десятилетий.

Команда исследователей сообщила журналу «Nature», что действие этого антибиотика еще нужно проверить на лабораторных мышах в течение 5-6 лет. Только после этого его можно будет испытать на людях. Однако сейчас новый антибиотик может открыть новый фронт в войне с бактериальными инфекциями.

Этот антибиотик называется teixobactin. Он был обнаружен с помощью нового экрана для выявления почвенных бактерий, которые вырабатывают природное соединение антибиотика.

Во время лабораторных экспериментов teixobactin убил резистентные штаммы туберкулеза и стафилококка — источника инфекций кожи, крови и легких, а также сибирской язвы и клостридии диффициле, являющейся причиной диареи.

Он также вылечил мышей, инфицированных высокой дозой особо опасного штамма золотистого стафилококка.

Teixobactin выполнен так же как и ванкомицин, мощный антибиотик, обычно используемый в качестве последнего средства против бактерий, но который, к сожалению, начал встречать их сопротивление.

Авторы утверждают, что у мышей не было обнаружено никаких побочных эффектов.

«Если все пойдет хорошо, то новый препарат будет допущен к клиническим испытаниям уже через два года», сказал Kim Lewis из Северо-восточного университета Бостона, штат Массачусетс, который также является консультантом фармацевтической компании Novobiotic, которая финансировала исследование.

Препарат работает путем привязки к жировым молекулам, которые являются строительными блоками для клеточной стенки бактерии. Он менее склонен к мутации эволюционного процесса, который приводит к лекарственной устойчивости.

«Бактерии становятся устойчивыми к ванкомицину через 30 лет. Мы надеемся, что развитие устойчивости к teixobactin займет более 30 лет», сказал Lewis.

Новый подход, который применили ученые, использует экран под названием iChip, палитру крошечных скважин, в каждой из которой находиться одна, отдельная бактериальная клетка. Теперь больше не надо выращивать бактерии на лабораторном блюде. После их помещения в iChip, они возвращаются обратно в почву и в течение 1-2 недель бактерии воспроизводятся в их естественной среде обитания. Каждый iChip дает сразу несколько видов бактерий.

Если клинические испытания будут безопасными и эффективными, то teixobactin будет первым обязательным антибиотиком из совершенно новой фармацевтической категории под названием липид II.

«Мы отчаянно нуждаемся в новых антибиотиках для борьбы с бактериальными инфекциями. Это очень многообещающее событие», сказал Nigel Brown, глава Британского общества микробиологии.