Стресс, пережитый в ранний период жизни, влияет на когнитивные функции малообеспеченных детей

Примерно пятая часть всех американских детей живут в бедности. Эти дети часто плохо учатся и имеют задержку развития когнитивных функций. Исследователи выяснили, что причиной этого может быть способность гормона кортизола проходить через гематоэнцефалический барьер.

str-rakКортизол является одним из самых влиятельных гормонов в человеческом организме. Его еще часто называют гормоном стресса, поскольку он секретируется в кровоток в высоких уровнях, когда человек испытывает стресс.

Новое исследование, которое было проведено учеными из Университета Рочестера, Университета Миннесоты и Семейного центра «Надежда» (Hope Family Center), показало, как конкретные уровни активности кортизола связаны с когнитивными способностями бедных детей.

В исследовании приняла участие 201 пара матерей с детьми из малообеспеченных семей. Ученые изучили уровень кортизола у детей на разных этапах развития в течение 3-х лет подряд. Когда детям исполнилось два года, они провели опрос матерей о том, какая атмосфера царит в их доме, имеют ли они стабильный доход и подвергались ли их дети насилию в семье. Затем ученые взяли у детей слюну на анализ для определения уровня кортизола в 2, 3 и 4 года. Когда дети были в возрасте 4 лет, исследователи оценили их когнитивные способности.

«В целом, у детей мы обнаружили три уровня кортизола, которые были классифицированы как повышенный, средний и низкий», поясняет Jennifer H. Suor, докторант клинической психологии в Университете Рочестера. «Мы выяснили, что уровень кортизола у них оставался относительно стабильным в течение трех лет. Кроме того мы обнаружили, что воздействие определенных форм семейного неблагополучия на детей в возрасте двух лет было связано с увеличением уровня кортизола и заметными изменениями когнитивных функций, когда им было 4 года».

В ходе исследования выяснилось, что в течение трех лет у 30% детей наблюдался относительно более высокий уровень кортизола и 40% детей имели низкий уровень этого гормона. Кроме того ученые обнаружили, что дети с повышенным кортизолом пережили более суровое и равнодушное отношение родителей. Исследование также показало, что дети с относительно более высоким и более низким уровнем гормона стресса в возрасте четырех лет имели значительно более низкий уровень когнитивного функционирования. А дети со средним уровнем кортизола в меньшей степени подвергались семейным невзгодам в возрасте двух лет, и имели самые высокие когнитивные способности в возрасте четырех лет.

Точные механизмы, посредством которых слишком большое или слишком маленькое количество кортизола влияет на когнитивное функционирование, до конца не изучены. Исследователи выдвинули гипотезу, что слишком высокий уровень кортизола может оказывать токсичное действие на участки мозга, которые важны для когнитивного функционирования, а слишком низкий уровень этого гормона может затруднить способность организма накапливать биологические ресурсы, необходимые для оптимальной когнитивной деятельности.