Ученые: ботокс может помочь в лечении нервных болей

Согласно экспериментальному исследованию, опубликованному в «Anesthesia & Analgesia», ботулинический токсин (ботокс) может стать эффективным средством для лечения двух новых форм невропатии — болевого синдрома, вызванного разными типами повреждения нерва.

botox«Лечение с помощью ботулинического токсина типа B (BoNT-B) приводит к долгосрочному снижению ненормальных болевых реакций, вызванных физической травмой нерва или химиотерапией, повреждающей нервы у мышей», говорит Tony L. Yaksh, доктор философии, из Университета Калифорнии в Сан-Диего.

Исследователи сравнили различные эффекты от введения местных и спинальных инъекций ботулинического токсина, и предложили по-новому взглянуть на то, как влияет ботокс на регулирование боли на молекулярном уровне.

Основываясь на предыдущих исследованиях, ученые провели эксперименты на мышах, чтобы оценить эффект, который оказывает BoNT-B на преувеличенную болевую реакцию на прикосновение (аллодинию) в одной или обеих задних лапах после повреждения нерва.

Мононевропатию (повреждение одного нерва) они индуцировали путем разрезания одного спинномозгового нерва, а полиневропатию (множественное повреждение нервов) вызвали у мышей, давая им препарат для химиотерапии цисплатин.

В исследовании оценивалось влияние инъекций BoNT-B, введенных непосредственно в пораженную лапу или в позвоночник (интратекальное введение), на эффективность лечения двух этих типов нейропатии.

Исследователи обнаружили, что при мононевропатии введение BoNT-B в пораженную лапу значительно уменьшило анамольную болевую реакцию. При полиневропатии местные инъекции BoNT-В уменьшили аллодинию даже после введения в лапу. Это доказывает, что локальное введение ботулотоксина не является причиной более общего его распространения в организме.

Сокращение аллодинии после того, как были сделаны местные инъекции BoNT-В, длилось около двух недель. Это согласуется с временным эффектом ботулотоксина, используемого для других целей.

При полиневропатии интратекальное введение BoNT-В уменьшило аллодинию в обеих пострадавших лапах, не вызвав в них развития ненормальных рефлексов, и не изменив другие типы восприятия боли.

Исследование на клеточном уровне показало, что два вида инъекций BoNT-В по-разному действуют на вызывающие боль центры спинного мозга. Полученные результаты позволили по-новому взглянуть на специфические молекулярные мишени, участвующие в местном и интратекальном введении.

Ученые пришли к выводу, что инъекции ботулинического токсина могут быть полезным новым подходом к лечению нейропатической боли.