Ученые планируют создать вирус, способный уничтожить рак мозга

Ученые из научно-исследовательского института Carilion в Вирджинии планируют создать вирус, который сможет уничтожить раковые клетки головного мозга.

virus-rЦелью исследователей является искоренение глиобластомы, особенно опасной раковой опухоли мозга. С момента, когда был поставлен диагноз, пациент в среднем живет всего 1 год. При использовании современных стандартов лечения (операции, химиотерапии и радиации) пациент может прожить на два месяца дольше.

«Для врача это огромный срок, но для пациента этого явно недостаточно», сказал Zhi Sheng, один из получателей гранта и доцент научно-исследовательского института Carilion.

Одним из основных проблем лечения глиобластомы является то, что почти невозможно хирургически удалить все раковые клетки.

«Эти клетки могут прятаться в маленьких нишах в мозге», сказал Robert Gourdie, другой получатель гранта и директор Центра сердца и регенеративных медицинских исследований в научно-исследовательском институте Carilion, Вирджиния.

Ответ очевиден: нужно уничтожить оставшиеся клетки с помощью химиотерапевтических препаратов, но глиобластома устойчива ко всем из них, кроме одного. Самым эффективным препаратом для лечения этого вида рака является темозоломид, известный как TMZ. Но есть одна серьезная проблема: клетки глиобластомы быстро становятся устойчивыми к TMZ.

«Разработка и производство новых препаратов занимает около 14 лет. Для пациентов с глиобластомой это слишком большой срок. Мы можем сэкономить время, изучая существующие препараты, и по-разному их комбинируя. Вот почему мы обратили внимание на ACT1 (сигнальный пептид.1)», сказал Sheng.

ACT1 был разработан для усиления электрических связей между сердечными клетками. Пептид препятствует связи двух белков — коннексин 43 и ZO1. Если между ними сделать связь, то она откроет шлюзы, через которые клетки могут удалиться.

Gourdie и Sheng поняли, что, если раковые клетки обработать ACT1, то они снова могут стать чувствительными к TMZ. Однако существует одна сложность: ACT1 является кратковременным пептидом и его нужно часто вводить, чтобы поддерживать связь.

«Мы соединили ACT1 и TMZ и обнаружили, что эта комбинация существенно подавляет рост клеток глиобластомы», сказал Sheng.

Предварительные результаты показали, что опухоли, непосредственно обработанные комбинацией ACT1/TMZ, уменьшились, но это было только первым шагом.

«Мы собираемся, создать вирус, который будет доставлять ДНК, в котором будет заложена информация об ACT1 пептиде, прямо в раковые клетки. После этого они станут чувствительными к TMZ и мы сможем их убить», сказал Sheng.

Это инженерный проект на молекулярном уровне. Samy Lamouille, научный сотрудник, профессор научно-исследовательского института Carilion в Вирджинии и руководитель открытия FirstString исследования, планирует создать вирус, способный перевозить Act1 непосредственно к клеткам глиобластомы.

«Это странно говорить о вирусах, как о способе лечения болезней, но они могут быть нами сконструированы и являются эффективными в передаче генетической информации», сказал Lamouille.

«Мы не только пытается преодолеть терапевтическую резистентность. Мы также пытаемся выяснить, как и почему глиобластома становится устойчивой на молекулярном уровне. Мы зашли так далеко, и мы знаем, что можем это сделать», сказал Sheng.