Ученые выявили ген, запускающий процесс развития сколиоза

scoliozЯпонские ученые идентифицировали гиперактивный ген под названием ladybird homeobox 1 (LBX1), который запускает генетическую цепную реакцию, заставляющую позвоночник расти ненормально, способствуя, таким образом, развитию сколиоза.

«Исследования, подобные нашему исследованию, которые определяют гены, ответственные за развитие сколиоза, могут помочь в дальнейшем разработать генетический тест для выявления сколиоза до появления симптомов», сказал автор исследования профессор Chisa Shukunami из Университета Хиросимы.

Исследователи проводили генетические эксперименты с использованием рыбок данио. Они генетически модифицировали рыбок так, чтобы у них было слишком много LBX1, а затем наблюдали за тем, как растет их позвоночник.

Результаты исследования показали, что у эмбрионов рыбок данио, которым ввели дополнительный ген LBX1, клетки, ответственные за развитие позвоночника и мышц спины, были шире, чем у здоровых рыб. У рыб, которые достаточно долго прожили, кости в спине были деформированы, что привело к развитию сколиоза. Исследователи полагают, что эта модель представляет собой версию развития врожденного сколиоза у людей.

Другая группа рыбок данио были генетически модифицированы для осуществления дополнительной экспрессии гена LBX1 на протяжении всей их жизни, но только в некоторых клетках. У некоторых из этих рыб развились кости правильной формы, но как только они повзрослели, то их позвоночник начал искривляться. Эта модель характерна для большинства случаев развития сколиоза у человека, когда искривление позвоночника происходит непосредственно перед или в подростковом возрасте.

Подростковый идиопатический сколиоз поражает 2-4% всех детей в возрасте от 10 до 16 лет. Чаще всего он развивается у девочек.

В ходе проведения экспериментов исследователи заметили, что сколиоз чаще развивался у самок данио, чем у самцов. Причины этого явления остаются загадкой.

«Более глубокое понимание генетических механизмов, которые приводят к развитию подросткового сколиоза, поможет нам разработать генетические тесты для своевременного выявления этого заболевания», сказал Shukunami.

Исследование было опубликовано в журнале «PLOS Genetics».