Когда применяется и каковы особенности шины Еланского

Первая доврачебная помощь – это тот этап оказания помощи пострадавшему, от которого во многом зависит дальнейших успех лечения. Любое неосторожное движение при перекладывании либо транспортировке может негативно сказаться на общем самочувствии, а зачастую это может вызвать боль, и даже смещение отломков, что недопустимо во время перевозки пострадавшего с места происшествия до медицинского учреждения.

Для предупреждения всех возможных осложнений во время транспортировки следует использовать транспортную иммобилизацию, которая на сегодняшний день представлена многочисленными транспортными шинами – Дитерихса, Шанца, Еланского.

Шина Еланского была разработана советским хирургом, доктором медицинских наук, профессором Николаем Николаевичем Еланским (1894 – 1964). Несмотря на то, что применялась эта конструкция в военно-полевых условиях, она не стала менее популярной и в мирной жизни. Сегодня она относится к нестандартным видам иммобилизации, то есть промышленностью она не выпускается, а используется только в отдельных случаях некоторыми лечебными учреждениями.

Особенности

Шина Еланского – разборная конструкция, которая предназначена для иммобилизации шейного отдела позвоночника при транспортировке пострадавшего. Изготовлена она из дерева и имеет крепления в виде ремней, которые прикрепляются к верхней половине туловища. Шина состоит из двух одинаковых отдельных половинок, которые скрепляются с помощью специально предназначенных петель. В развёрнутом виде эта конструкция напоминает силуэт человека – его туловища, шеи и головы.

Ещё одна особенность приспособления в том, что она очень компактна и в свёрнутом виде занимает минимальное количество места при транспортировке. Верхняя часть, которая соответствует затылку человека, имеет выемку овальной формы. Эта выемка отделана валиком и обшита клеёнкой.

Валик крепится по передней стороне, а петли по задней. Эта особенность позволяет быстро разбирать и собирать шину, причём сделать это может один человек. Именно такая особенность конструкции делает её популярной у спасателей, полицейских, и в машинах «Скорой помощи».

Нижняя часть также имеет отверстия, через которые проводятся ремни и тесёмки, позволяющие крепить конструкцию уже к телу человека. По бокам в специально отведённые места также вставляется полотно, длина которого составляет один метр. Это необходимо для дополнительной фиксации и защиты пострадавшего во время транспортировки.

Концы этих полос завязываются на груди пострадавшего, а ремни закрепляются при помощи пряжки. В нижних щелях проводится более длинная тесьма, длиной около полутора метров, которая фиксирует тело человека к шине.

Важные правила

Шина Еланского используется при переломах или подозрениях на перелом шейного отдела позвоночника. При её наложении следует обязательно учитывать некоторые важные правила, которые к тому же будут соответствовать правилам наложения шин другого вида или типа.

  1. При закрытых травмах шина накладывается только поверх одежды и обуви.
  2. При открытых травмах одежда разрезается для наложения асептической повязки.
  3. Шина обязательно должна охватывать два сустава, а при повреждении некоторых костей и все три.
  4. Конструкция обязательно должна подгоняться (моделироваться).
  5. Фиксация производится особо тщательным образом при помощи бинта либо другого входящего в комплект приспособления.
  6. При шинировании пальцы и стопы должны оставаться свободными от бинтования, что позволяет следить за кровообращением.
  7. При перекладывании пострадавшего на шину либо на щит следует задействовать как можно больше людей, которые будут удерживать тело человека со всех сторон.

Применение шины Еланского требует некоторой практики. Во-первых, она должна очень аккуратно и осторожно подкладываться под голову и спину. Во-вторых, под затылок подкладывается подушечка, размеры которой равны 20 на 20 см. В области шеи ниже затылка обязательно подкладывается ком ваты. В-третьих, шину необходимо надёжно зафиксировать при помощи бинта на голове. При этом все манипуляции должны проводиться только в случае, когда пострадавший находится в горизонтальном положении. Подниматься, садиться или вставать ему строго запрещается, так как это может сильно усугубить общее состояние.

Основными ошибками при транспортировке пострадавшего с травмами шеи и позвоночника можно считать неосторожное перекладывание на носилки, иммобилизация одним человеком, наложение фиксирующей повязки, которая сдавливает шею и может затруднить дыхание. Также ошибкой транспортировки может быть и отсутствие наблюдения за пациентом в период доставки его в лечебное учреждение.

Кстати, вас также могут заинтересовать следующие БЕСПЛАТНЫЕ онлайн мастер-классы:

  • «Как в домашних условиях устранить боль в пояснице без врачей и лекарств»
  • «Как в домашних условиях устранить боль под лопатками и в грудной клетке без врачей и лекарств»
  • «Восстановление подвижности коленных и тазобедренных суставов при артрозе в домашних условиях»
  • «Как быстрее просыпаться по утрам без стресса и вреда для здоровья»

Автор мастер-классов - Александра Бонина

  • Врач лечебной физкультуры и спортивной медицины (УГМУ, Екатеринбург, 2014)
  • Фитнес-тренер международного класса с уклоном в спортивную медицину (ACSM, Калифорния, США, 2017)
  • Разработчик программ восстановительных упражнений для позвоночника и суставов
  • Автор книг «Здоровый позвоночник за 2 недели» и «Скажи НЕТ боли в спине и шее» (ЭКСМО, 2017 год)
  • Помогла более 10.000 человек по всему миру избавиться от проблем с позвоночником и суставами
Автор:
Пономаренко Юрий — Медицинский журналист.
Медбрат в отделении травматологии и ортопедии.
Adblock
detector