Бактериальная болезнь десен повышает риск ревматоидного артрита

revm-arУченые из Университета Джона Хопкинса нашли новые доказательства того, что бактерия, которая вызывает хронические воспалительные инфекции десен, также запускает воспалительную «аутоиммунную» реакцию, характерную для развития ревматоидного артрита (РА).

Исследователи решили найти связь между заболеваниями пародонта и РА. Они обнаружили, что процесс, который ранее наблюдался в суставах пациентов с РА, также происходит в деснах пациентов с заболеванием пародонта. Этот общий знаменатель называется гиперцитруллинирование.

Цитруллинирование происходит естественным образом в каждом человеке. Оно помогает регулировать функции белков. Однако у людей, страдающих РА, этот процесс становится гиперактивным, что приводит к аномальному накоплению цитруллинированных белков, запуская выработку антител против этих белков, которые способствуют развитию воспаления при РА.

Ученые изучили различные бактерии, связанных с заболеванием пародонта, и обнаружили, что бактерия А. actinomycetemcomitans является единственным возбудителем, способным вызывать гиперцитруллинирование в нейтрофилах — белых кровяных клетках с пептидоаргининным деиминазином (PAD) — ферментом, необходимым для цитруллинирования.

Нейтрофилы являются наиболее распространенными воспалительными клетками в суставах и деснах у пациентов с РА и заболеваниями пародонта.

Бактерия A. actinomycetemcomitans инициирует гиперцитруллинирование с помощью секреции токсина под названием леукотоксин А (LtxA) в качестве стратегии самообороны от  иммунных клеток. Этот токсин создает отверстия на поверхности нейтрофилов, что увеличивает поток кальция в клетку, в которой концентрация кальция, как правило, поддерживается на низком уровне. Резкое воздействие высоких уровней кальция на фермент PAD запускает гиперцитруллинирование.

Эти данные указывают на то, что механизм образования отверстий в клетках может быть связан с развитием РА.

Ученые разработали тест с использованием LtxA для выявления антител против бактерии A. actinomycetemcomitans в крови. Они проанализировали образцы крови, взятые у 196 пациентов с РА, и обнаружили, что 92 пациента имели признаки инфекции, вызванной A. actinomycetemcomitans.