Причины развития и виды нарушений моторики рук у детей

Содержание:

Нарушение моторики рук у детей – это серьёзная патология, которая не позволит потом хорошо учится в школе. А значит, развивать этот вид деятельности головного мозга следует чуть ли не с первого года жизни.

Среди всех форм нейромоторных функций именно мелкая моторика является самой важной. Без её правильного развития у ребёнка часто возникают проблемы на кружках художественной самодеятельности, на уроках труда, при обучении игре на музыкальных инструментах, и даже при управлении компьютерной мышью.

Такая дискоординация между движениями рук и глазами проявляется тем, что ребёнок дошкольного, а порой и школьного возраста, не может быстро и точно двигать своими пальчиками, захватывать предметы, правильно держать ручку, лепить из пластилина, и делать многое другое.

То же самое касается даже завязывания шнурков или плетения косички. Руки и глаза как бы действуют по отдельности, а мозг не может контролировать их процессы. Поэтому важно ещё до школы тренировать моторику рук. Второе название этого заболевания – детская диспраксия.

Типы

Это заболевание, которое в основном встречается в детском возрасте, бывает первичным или вторичным. В первом случае нарушения моторики никак не связаны с неврологическими заболеваниями, и возникает такое состояние по причинам, которые на сегодняшний день не совсем понятны.

Вторичная развивается на фоне той или иной болезни, и чаще всего это синдром Дауна либо аутизм. Также может встречаться при травмах мозга или в результате ДЦП.

Заболевание делится и по другим критериям. Если ребёнок не способен выполнять то или иное движение в быстром темпе, то говорят о кенетическом типе. Если есть трудности в применении своих теоретических знаний на практике, то здесь уже речь идёт о идеативной форме.

Деамбулаторная подразумевает невозможность чередовать типы ходьбы. Так, например, ребёнок не может с ходьбы в быстром темпе переключиться на бег или обычную ходьбу сменить на ходьбу на цыпочках.

И, наконец, чаще всего встречается одевательный тип. То есть ребёнок не может понять, как одеваться в правильной последовательности. Сначала он может надеть кофту, а потом попытаться надеть футболку. Также сюда относится невозможность завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, завязывать шарф, и многое другое, что связано с одеждой.

В чём причина

В чём именно причина нарушения моторики рук, сказать сложно. Да и само заболевание диагностируется непросто, так как его симптомы могут просто перекрываться проявлениями других патологий. Поэтому есть немало гипотез того, что является причиной данного состояния.

В первую очередь следует говорить о наследственности. Действительно, чаще всего диспраксия проявляется у детей, чьи родители страдали данной патологией.

Второй вариант – врождённая теория. При этом упор делается на мутацию одного из генов, который отвечает за вербальную диспраксию. Такой ген обнаруживается при аутизме, но доказательств этой теории нет.

Связь с беременностью – ещё одна возможная причина нарушения мелкой моторики рук. Здесь имеется ввиду кислородное голодание головного мозга плода, и в зависимости от того, какая часть была повреждена, будет зависеть и форма заболевания.

И, наконец, ещё одна возможная теория – прямая связь с родами. Чаще всего заболевание встречается у недоношенных деток, а также у тех, кто родился после 40 недели беременности.

Также есть связь с такими заболеваниями, как синдром Дауна, синдром Аспергера, и черепно-мозговая травма.

Как распознать

Симптомы нарушения моторики в раннем детстве выражены не так уж и сильно. Среди них на себя обращают внимание нарушения сна, трудности с кормлением, проблемы с фокусированием взгляда, с захватыванием игрушки, раздражительность и безудержный плач.

Затем появляются такие симптомы, как:

  1. Чрезмерная двигательная активность.
  2. Снижение концентрации внимания.
  3. Нарушение сна.
  4. Проблемы с равновесием.
  5. Проблемы с самостоятельным одеванием.

Во время учёбы в школе у ребёнка нередко появляются трудности в изучении математики, невозможность быстро скопировать с доски или писать под диктовку.

Как избавиться

Лечения как такового не существует. Есть только периоды реабилитации, которые могут проводиться как в домашних условиях, так и в стационаре или в санаториях. Важно, чтобы ребёнок научился выполнять все действия в правильной последовательности, поэтому нередко проводится трудотерапия, которая является самой эффективной при лечении данного состояния.

Кстати, вас также могут заинтересовать следующие БЕСПЛАТНЫЕ материалы:

  • Бесплатные книги: "ТОП-7 вредных упражнений для утренней зарядки, которых вам следует избегать" | «6 правил эффективной и безопасной растяжки»
  • Восстановление коленных и тазобедренных суставов при артрозе - бесплатная видеозапись вебинара, который проводил врач ЛФК и спортивной медицины - Александра Бонина
  • Бесплатные уроки по лечению болей в пояснице от дипломированного врача ЛФК. Этот врач разработал уникальную систему восстановления всех отделов позвоночника и помог уже более 2000 клиентам с различными проблемами со спиной и шеей!
  • Хотите узнать, как лечить защемление седалищного нерва? Тогда внимательно посмотрите видео по этой ссылке.
  • 10 необходимых компонентов питания для здорового позвоночника - в этом отчете вы узнаете, каким должен быть ежедневный рацион, чтобы вы и ваш позвоночник всегда были в здоровом теле и духе. Очень полезная информация!
  • У вас остеохондроз? Тогда рекомендуем изучить эффективные методы лечения поясничного, шейного и грудного остеохондроза без лекарств.
Автор:
Ромащенко Ольга — Медицинский журналист.
Врач-эпидемиолог высшей категории.
Введите свой e-mail, чтобы получить бесплатную книгу "7 простых шагов к здоровому позвоночнику"